Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Спортивное ориентирование в лесу

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© «Экосистема», 1999

Спортивное ориентирование в лесуАннотация. В данном методическом пособии приводится техника организации вводного учебного занятия в форме спортивной игры с элементами картографии, ориентирования на местности и ботаники. Описана процедура обучения учащихся простейшим навыкам работы с компасом и картой – определение сторон света, измерение азимутов, ориентирование и «чтение» карты, а также процедура заложения трассы спортивного ориентирования и проведения соревнования на этой трассе.

Введение

Проведение большинства экологических исследований в той или иной степени сопряжено с необходимостью нанесения наблюдаемых объектов, явлений или территорий на карту или, по крайней мере, - с ориентированием на местности.

На данном, вводном, учебном занятии учащиеся познакомятся с элементарными навыками обращения с картой, а также простейшим прибором для ориентирования на местности и составления планов и карт – компасом. Кроме того, школьники приобретут навыки практического ориентирования на местности в виде спортивной азартной игры.

В последующем навыки, приобретенные на данном занятии, будут использованы при проведения глазомерной съемки местности (зима, занятие №2), для составления геоботанической карты леса (зима, занятие №4), частично - при построении профиля и при проведении комплексных исследований на ландшафтном профиле (осень, занятия №3 и №8), а также на многих других занятиях данного курса. Это связано с тем, что карта и ориентирование на местности – неотъемлемая часть любой полевой работы, независимо от раздела полевой экологии или объекта исследования.

Данное занятие включает в себя три основных этапа: 1) обучение детей работе с картой и компасом, 2) заложение трассы для ориентирования и 3) организация соревнования по ориентированию. При этом трассу желательно подготовить заранее (без участия школьников, участвующих в соревновании), а обучение и собственно соревнование можно провести за один день.

Для проведения данного занятия потребуются: любая настенная карта (желательно крупно- или среднемасштабная) – для теоретического занятия и набор на каждую пару (в крайнем случае на трех) учащихся в группе: 1) компас, 2) план местности, где заложена трасса для ориентирования, 3) крупномасштабная карта (план) местности, на которой проходит занятие (если нет – можно использовать план для ориентирования) и 4) калькулятор.

Обучение работе с картой и компасом

Занятие следует начать с теоретического этапа: рассказать учащимся, что план или карта – это чертеж, на котором в уменьшенном виде нанесено горизонтальное положение определенного участка земли, условно принимаемого за плоскость.

Разница между планом и картой – в масштабе, т.е. небольшие участки поверхности изображаются на плане, а большие – на карте. При этом важно, что карта учитывает общую кривизну поверхности Земли, а план – нет. Вследствие этого карта является более сложным чертежом, чем план. В действительности, только на глобусе можно дать верное уменьшенное и подобное изображение земной поверхности. Но, вследствие невозможности делать очень большие глобусы, нельзя на них показывать все подробности земной поверхности, а потому глобусы не имеют ни научного, ни практического значения, а служат только в качестве наглядного учебного пособия.

Во вводной части занятия следует также остановиться на понятии масштаба. Напомним, что масштаб – это величина, показывающая во сколько раз изображение земной поверхности на чертеже уменьшено по сравнению с ее естественными размерами. По признаку масштабности карты подразделяют на мелко-, средне- и крупномасштабные.

На мелкомасштабной карте изображение уменьшают более, чем в 1 000 000 раз. Это записывается в виде дроби: 1:1 000 000 (это называется численный масштаб) или в 1 см - 10 км (словесный масштаб).

На среднемасштабной - от 1:1 000 000 (в 1 см - 10 км) до 1:200 000 (в 1 см - 2 км).

На крупномасштабной – уменьшают изображение в 200 000 раз и менее - от 1:200 000 (в 1 см – 2 км)(и менее).

Для того, чтобы быстро научиться переводить численный масштаб в словесный, надо мысленно зачеркнуть последние 5 знаков численного масштаба – тогда мы получим...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |