Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать наши приложения из магазина RuStore
Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore
Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале

Приложение 'Манок на птиц: птицы Европы - песни, позывки, голоса птиц' для смартфонов и планшетов Андроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Глазомерная съемка местности

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© «Экосистема», 1999

Глазомерная съемка местностиАннотация. В данном методическом пособии описана процедура простейшей горизонтальной съемки местности – глазомерной, с целью составления крупномасштабной карты или плана территории. Во вводной части занятия учащимся напоминают технику измерения углов (азимутов) и расстояний на местности (шагами), усвоенные на предыдущих занятиях. Описаны различные способы съемки местности – составление «абриса», способ «обхода», «полярный» способ, способ «засечек» и способ «перпендикуляров».

Введение

Проведение большинства экологических исследований в той или иной степени сопряжено с необходимостью нанесения наблюдаемых объектов, явлений или территорий на карту. Это, в свою очередь, порождает необходимость правильного составления планов и карт и пользования ими.

Для нужд экологических исследований чаще всего используются простейшие способы съемки местности, не требующие специального оборудования и точных приборов. В работах подобного рода речь идет, как правило, о крупномасштабной съемке, т.е. съемке небольших участков местности с высокой детальностью.

Чертеж, на котором в уменьшенном и подобном виде нанесено горизонтальное положение небольшого участка земли, принимаемого за плоскость, называется планом.

Чертеж, на котором нанесен большой участок земли или вся земля, с учетом ее общей кривизны, называется картой.

Съемка, при помощи которой можно составить план или карту без учета кривизны поверхности и без учета рельефа, называется горизонтальной съемкой.

Съемка, при посредстве которой изучаются высоты точек, называется вертикальной съемкой, или нивелированием. Этой форме съемки было посвящено одно из предыдущих занятий (занятие № 3, осенний сезон).

На данном практическом занятии школьники научатся простейшим способам горизонтальной съемки местности – с помощью одного только компаса и измерения шагов. Никакого иного оборудования, кроме компаса, рулетки, планшета и канцелярских принадлежностей не понадобится.

Вводное занятие

Во вводной части занятия следует напомнить учащимся понятия плана, карты, масштаба и условных обозначений, которые были пройдены ранее, на занятии по ориентированию (занятие №1, осенний сезон).

Во вводной – теоретической, части занятия следует перечислить и объяснить учащимся основные способы глазомерной съемки местности – составление «абриса», способ «обхода», «полярный» способ, способ «засечек» и способ «перпендикуляров». Последующая полевая работа, вероятнее всего, будет включать в себя все или некоторые из этих способов, в зависимости от структуры снимаемой местности и объектов съемки. Каждый из этих способов описан ниже в соответствующем разделе.

Во вводной практической части занятия следует напомнить детям полученные ими ранее практические навыки по измерению азимутов (напомним, что это угол между направлением на север и направлением на нужный объект, измеренный по часовой стрелке), а также навыки по измерению расстояний шагами (см. занятие №1, осенний сезон).

Структура занятия

Задачей данного практического занятия является составление плана участка местности в окрестностях школы или экологического центра, с нанесением на него основных естественных ориентиров – лесных массивов, водоемов, дорог, троп, просек, зданий, линий электропередач и т.п. Размер снимаемого участка зависит от числа учащихся, выполняющих задание, и структуры местности, т.е. «простоты» съемки.

В экологическом Центре «Экосистема», расположенном в лесном массиве, учащиеся работают обычно группами по 10-12 человек и за один учебный день выполняют съемку участка лесного квартала размером 500 х 500 метров. В то же время, такая же по размеру группа за то же время успевает произвести съемку другого участка местности, расположенного в пойме реки размером всего 50 х 100 метров. Очевидно, что это зависит от количества наносимых на карту подробностей – в лесном квартале находятся всего две поляны, одна тропа и четыре квартальных просеки по периметру, а на маленьком участке поймы – извилистый берег реки, ручей, несколько троп, озерцо, обрыв надпойменной террасы и т.д. Другими словами, размер подлежащего съемке участка определяется учителем в зависимости от сложности предстоящей работы.

Количество учащихся, работающих совместно, также определяется структурой местности. При съемке сложного участка местности, например, поймы реки, оптимальным является разделение группы на рабочие бригады...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:




Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать наши приложения из магазина RuStore Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* *