Аннотация. Данное
пособие включает в себя краткий перечень работ и
оборудования для проведения комплексного
рекогносцировочного обследования территории по
направлениям: топография и картография,
геология, почвоведение, флористика, геоботаника,
лесоведение, зоология, гидробиология и охрана
природы. Программа может быть использована при
проведении учебно-исследовательских
мероприятий с детьми - слетов, экологических
лагерей, полевых практикумов.
Введение
Настоящая "программа" разработана с целью
ее использования группами юных экологов под
руководством педагогов при необходимости
проведения комплексных обследований природных
комплексов.
Программа включает в себя лишь самую общую
информацию об основных направлениях проведения
комплексной экологической оценки территории
(подобно школьной программе). В основном, данные
рекомендации включают в себя перечень тех
направлений и простейших заданий (проблем),
которые можно и необходимо реализовать при
проведении первого экологического обследования.
Чаще всего подобного рода исследования
необходимо бывает провести для создания основы
(базы) для дальнейших стационарных экологических
исследований. Дальнейшие исследования,
несомненно, должны быть уже более глубокими.
Апробация
Представляемая программа была апробирована
при проведении 1-го Всероссийского Слета юных
экологов в августе-сентябре 1994 г. на примере
природного комплекса прибрежного участка
территории Северо-Западного Кавказа
(Всероссийский Детский Центр "Орленок")
(автор программы - к.б.н. А.С. Боголюбов).
При проведении обследования работами была
охвачена территория в 6 квадратных километров.
Сбор материала проводили 15 групп общей
численностью 200 человек (по 2-3 часа в день).
Предлагаемый ниже перечень направлений и работ
был выполнен полностью.
Общие положения
Первым вопросом при постановке задачи
комплексного экологического обследования
территории ставится обычно вопрос о наборе
(перечне) направлений сбора материала. При
желании провести "истинно экологическое"
исследование, оценка территории должна вестись
по следующим девяти направлениям:
Работы по каждому из направлений должны
проводиться в несколько этапов.
Первый этап - подготовительный
(теоретический).
Теоретические занятия с разъяснением целей,
задач, этапов проведения работы и оформления
результатов.
Беседы (лекции) на тему предстоящей работы с
изложением конкретных механизмов сбора и
обработки данных и оформления результатов.
Распределение обязанностей среди участников
групп, если таковое возможно и предусмотрено
программой мероприятия.
Выработка конкретного плана сбора и обработки
материала.
Составление общих характеристик района
предстоящих работ по литературным источникам.
Рекогносцировочные экскурсии по району работ.
Второй этап - сбор полевого материала.
Собственно проведение экологических
исследований. Работа в полевых условиях по
тематическим направлениям группами с
педагогом-инструктором. По окончании каждого дня
- камеральная обработка собранных материалов и
составление плана на следующий день.
Третий этап - составление отчетов.
Ожидаемый результат
Результатом общей работы должны быть:
1) крупномасштабная (1:1000, в 1 см.- 10 м.) настенная
карта района общеэкологического содержания
(рельеф, типы растительности, водоемы и водотоки,
населенные пункты, пути сообщения и т.п. детали,
отражаемые на общегеографических картах),
2) серия тематических карт меньшего
масштаба (1:2500, в 1 см.-25 м.): геоморфологическая
(карта рельефа), почвенная, геоботаническая,
флористическая, лесной...
Приобрести данное методическое пособие всего
за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине
в составе одного из двух дисков: