Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Методы учета численности мелких млекопитающих

© О.В. Хазов, А.С. Боголюбов
© Экосистема, 1996

Методы учета численности мелких млекопитающихАннотация. В данном пособии описаны методики отлова и учета мелких млекопитающих в природных (естественных) биотопах, а также способы подсчета относительной или абсолютной численности животных. Описываются признаки, по которым можно судить о грядущем повышении или понижении численности грызунов. Во второй части пособия даются возможные варианты тем самостоятельной исследовательской работы школьников с использованием некоторых простейших методик, изложенных в первой части.

Данное пособие является вспомогательным, т.е. может быть использовано не столько при проведении краткосрочных экологических практикумов, сколько во время длительных (многодневных) летних экологических лагерей и экспедиций.

Введение

Интерес, проявляемый учащимися к исследованиям мелких млекопитающих, связан с известным на примере изучения птиц «охотничьим азартом» и возможностью познакомиться поближе с живыми объектами. В связи с этим, основное внимание при прохождении данной темы следует уделить правилам ловли и обращения с живыми животными.

Основные правила, общие для всех тем данного раздела заключаются в следующем: 1) исследовательские методики должны быть основаны только на прижизненном изучении животных, 2) обращение учащихся с животными должно быть предельно бережным и гуманным и исключать возможность травмирования или смерти животного, 3) при обращении с животными следует соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические правила.

В связи с этим, все методики изучения мелких млекопитающих основаны на использовании ловушек-«живоловок». При их использовании, особенно в холодное время года, следует создавать такие условия, при которых учащиеся будут иметь возможность проверять ловушки не реже одного раза в два-три часа. Во всех ловушках для этого следует иметь запас корма для поймавшихся животных, достаточный для их существования в течение этого времени. Для лабораторного исследования и определения пойманных животных следует иметь специальное лабораторное оборудование: аквариумы для временного содержания животных с укрытиями, поилки и кормушки, медицинские зажимы, весы, мешочки и клеточки для переноса животных. В целях санитарно-гигиенической безопасности все контакты с животными должны производиться в резиновых перчатках. Брать животных голыми руками запрещается.

В связи с вышеизложенным, структура данного пособия такова: вначале приводится раздел, описывающий стандартные методы отлова и учета мелких млекопитающих, применяемые профессиональными учеными-зоологами, а также в государственной системе учета и контроля природных очаговых инфекций. Эти сведения могут пригодится при проведении долгосрочных (мониторинговых) исследований в специализированных образовательных и научных экологических центрах, а также для общего ознакомления начинающих исследователей с существующими методиками полевых исследований.

Во второй части пособия приводятся возможные варианты тем и более конкретные методики самостоятельной исследовательской работы школьников на краткосрочных полевых практикумах, а также во время летний экологических лагерей и длительных экспедиций.

1. Методы учета численности грызунов и насекомоядных в природных биотопах

1.1.Учет методом ловушек-линий

Данная методика применяется для учета численности мышей (домовой, полевой, лесной, желтогорлой и мыши-малютки), полевок (рыжей, красносерой, красной и экономки) и серого хомячка в природных (естественных) биотопах. Сущностью методики является «сплошной» отлов грызунов малыми давилками «Геро» (в простонародье – мышеловками).

Мышеловки выставляются в пределах каждого биотопа в одну, либо в 2-4 линии, в количестве не менее 100 штук. Интервал между мышеловками 5 метров, а между линиями не менее 50 метров. Мышеловки ставят во второй половине дня и снимают...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |