Данная тема позволяет
учащимся развивать наблюдательность, приучает
«видеть» мелкие, на первый взгляд незаметные и
несущественные детали жизни живой природы. Дети
обычно с большим интересом изучают данную тему,
так как в отличие от большинства других тем она
не требует длительной концентрации внимания и
больших знаний и навыков. В данной теме хорошо
проявляется интерес детей к «розыскной»
деятельности - она напоминает игру в «сыщиков» и
«следопытов».
Наилучшее время для изучения следов
жизнедеятельности животных - зима. Однако и в
другие сезоны года, например весной и летом,
также возможно найти объекты для проведения
самостоятельной исследовательской работы.
В отличие от других зоологических исследований
изучение следов жизнедеятельности вполне может
сопровождаться сбором и коллекционированием
объектов исследования. Это одно из больших
преимуществ данной темы.
По данной теме возможно выполнение четырех
небольших исследовательских работ. Их
выполнение в рамках полевого практикума
«Эколог-исследователь» может быть поручено
одновременно нескольким небольшим рабочим
группам (бригадам) по 2 человека.
1) Составление списка видов животных по следам
их жизнедеятельности
Данная исследовательская работа очень проста в
выполнении. Для проведения исследования
необходимо тщательно обследовать
окрестности учебного центра, стараясь
обнаружить как можно больше разнообразных
следов присутствия животных. Понятие «следы
жизнедеятельности» включает в себя не только (а
осенью - не столько) отпечатки животных на земле,
сколько различные предметы и следы, оставленные
дикими животными в процессе охоты, кормежки,
ночевки и т.п.
Набор следов жизнедеятельности животных
достаточно ограничен и существенно зависит
от биотопов и общего характера окружающей
местности.
В лесной полосе в осенний период это могут
быть: погрызы, т.е. погрызенные части растений
(бобра, зайцев, копытных), норы (лисы, барсука),
кротовины, тропы (чаще всего - кабаньи), остатки
добычи (лисы, хищных птиц и сов), погадки (хищных
птиц и сов), помет (осенью редко удается найти),
развороченные муравейники (кабаном, зеленым
дятлом), «лежки» млекопитающих (кабана, лося).
Учащиеся, выполняющие данную
исследовательскую работу, должны медленно
двигаться произвольным маршрутом по наименее
посещаемой людьми местности в районе проведения
практики - обязательно вне дорог и троп. При этом
важно стремиться не к максимальной длине
маршрута, а к медленному и внимательному
передвижению (как при сборе грибов). Наиболее
внимательно следует осматривать
«выдающиеся» на местности объекты - большие или
отдельно стоящие деревья, пни, валуны и т.п. - на
них или под ними часто можно встретить следы
кормежки хищных птиц, сов и белок, погадки.
Успешными могут быть поиски следов по берегам
водоемов - узких лесных речек и ручьев, маленьких
болот и озер в лесу и т.п. Здесь можно встретить не
только отпечатки лап, хвостов и крыльев на
грунте, но и следы охоты и кормежки хищных
млекопитающих (лисы, норки, выдры), бобра, ондатры.
В целом, дать какие-либо конкретные
рекомендации о том, где и что надо разыскивать,
очень трудно. Установкой при выдаче задания
учащимся должно быть - найти как можно больше
разнообразных следов пребывания животных,
зарисовать или принести обнаруженные объекты.
Важным этапом при выполнении задания должно
быть правильное ведение записей.
При обнаружении какого-либо объекта на
местности учащиеся должны: 1) нанести место...
Приобрести данное методическое пособие всего
за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине
в составе одного из двух дисков: