Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать наши приложения из магазина RuStore
Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore
Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале

Приложение 'Манок на птиц: птицы Европы - песни, позывки, голоса птиц' для смартфонов и планшетов Андроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Изучение следов жизнедеятельности позвоночных животных

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 2004

Изучение следов жизнедеятельности позвоночных животныхДанная тема позволяет учащимся развивать наблюдательность, приучает «видеть» мелкие, на первый взгляд незаметные и несущественные детали жизни живой природы. Дети обычно с большим интересом изучают данную тему, так как в отличие от большинства других тем она не требует длительной концентрации внимания и больших знаний и навыков. В данной теме хорошо проявляется интерес детей к «розыскной» деятельности - она напоминает игру в «сыщиков» и «следопытов».

Наилучшее время для изучения следов жизнедеятельности животных - зима. Однако и в другие сезоны года, например весной и летом, также возможно найти объекты для проведения самостоятельной исследовательской работы.

В отличие от других зоологических исследований изучение следов жизнедеятельности вполне может сопровождаться сбором и коллекционированием объектов исследования. Это одно из больших преимуществ данной темы.

По данной теме возможно выполнение четырех небольших исследовательских работ. Их выполнение в рамках полевого практикума «Эколог-исследователь» может быть поручено одновременно нескольким небольшим рабочим группам (бригадам) по 2 человека.

1) Составление списка видов животных по следам их жизнедеятельности

Данная исследовательская работа очень проста в выполнении. Для проведения исследования необходимо тщательно обследовать окрестности учебного центра, стараясь обнаружить как можно больше разнообразных следов присутствия животных. Понятие «следы жизнедеятельности» включает в себя не только (а осенью - не столько) отпечатки животных на земле, сколько различные предметы и следы, оставленные дикими животными в процессе охоты, кормежки, ночевки и т.п.

Набор следов жизнедеятельности животных достаточно ограничен и существенно зависит от биотопов и общего характера окружающей местности.

В лесной полосе в осенний период это могут быть: погрызы, т.е. погрызенные части растений (бобра, зайцев, копытных), норы (лисы, барсука), кротовины, тропы (чаще всего - кабаньи), остатки добычи (лисы, хищных птиц и сов), погадки (хищных птиц и сов), помет (осенью редко удается найти), развороченные муравейники (кабаном, зеленым дятлом), «лежки» млекопитающих (кабана, лося).

Учащиеся, выполняющие данную исследовательскую работу, должны медленно двигаться произвольным маршрутом по наименее посещаемой людьми местности в районе проведения практики - обязательно вне дорог и троп. При этом важно стремиться не к максимальной длине маршрута, а к медленному и внимательному передвижению (как при сборе грибов). Наиболее внимательно следует осматривать «выдающиеся» на местности объекты - большие или отдельно стоящие деревья, пни, валуны и т.п. - на них или под ними часто можно встретить следы кормежки хищных птиц, сов и белок, погадки. Успешными могут быть поиски следов по берегам водоемов - узких лесных речек и ручьев, маленьких болот и озер в лесу и т.п. Здесь можно встретить не только отпечатки лап, хвостов и крыльев на грунте, но и следы охоты и кормежки хищных млекопитающих (лисы, норки, выдры), бобра, ондатры.

В целом, дать какие-либо конкретные рекомендации о том, где и что надо разыскивать, очень трудно. Установкой при выдаче задания учащимся должно быть - найти как можно больше разнообразных следов пребывания животных, зарисовать или принести обнаруженные объекты.

Важным этапом при выполнении задания должно быть правильное ведение записей.

При обнаружении какого-либо объекта на местности учащиеся должны: 1) нанести место...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:




Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать наши приложения из магазина RuStore Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* *