Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Изучение гнездовой жизни птиц

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 2002

Изучение гнездовой жизни птицАннотация. В данном методическом пособии рассказано о методах организации наблюдений за гнездовой жизнью птиц на примере дуплогнездников - птиц, селящихся в искусственных гнездовьях. Приводятся общие правила организации наблюдений за гнездами, техника регистраций основных поведенческих актов, объем и продолжительность наблюдений. Обсуждаются наблюдения за такими этапами гнездовой жизни, как: гнездостроение, откладка и обогревание яиц, вылупление птенцов, родительская забота, выкармливание птенцов.

Введение

Гнездовая жизнь птиц—одна из увлекательнейших тем для наблюдений в природе. У натуралиста, попавшего в лес в мае или в июне, не будет недостатка в материале, даже если наблюдения ведутся изо дня в день в одном и том же месте.

Стационарные наблюдения в данном случае предпочтительнее маршрутных. В пору размножения каждая птица как бы привязана к определенному участку, и это при известном опыте исследователя дает ему возможность постепенно узнавать птиц «в лицо» и проводить наблюдения за отдельными особями в течение нескольких недель, следить за судьбой их гнезд и птенцов. При таком методе работы выявляются индивидуальные различия в поведении птиц, становится заметной степень их экологической пластичности.

В рамках данного учебного занятия предполагаются не длительные, а краткосрочные наблюдения за одним из этапов гнездовой жизни птиц – в зависимости от того, на какой этап гнездования пришелся период исследований. Желательно организовать наблюдения за несколькими гнездами разных видов птиц.

Основная задача – найти гнезда, за которыми было бы удобно наблюдать. Поскольку поиск гнезд открыто гнездящихся птиц (особенно воробьиных) – очень трудоемкое и высококвалифицированное занятие, организовать наблюдения рациональнее всего за гнездами птиц дуплогнездников, поселившихся в искусственных гнездовьях, развешанных на одном из предыдущих занятий данной серии (весенний сезон, занятие №1).

План и технология организации исследований зависит от этапа гнездования, на который пришелся период наблюдений. В данном методическом пособии вначале приводятся общие правила организации наблюдений за гнездами. Затем обсуждаются различные этапы гнездовой жизни птиц со специфичными для них методами организации исследования и техникой регистрации данных наблюдений и обработки материала.

Общие вопросы организации наблюдений за гнездами

На гнездовом участке птицы живут в течение примерно полутора месяцев и жизнь их протекает очень напряженно. Все этапы их гнездовой жизни - строительство гнезд, спаривание, откладка яиц, обогревание кладок и выкармливание птенцов происходят в окружении многочисленных врагов, охотящихся не только за яйцами и птенцами, но и за самими птицами, сидящими на гнездах. У каждого вида — свой набор врагов и свои приемы защиты. Для мелких лесных птиц наибольшую опасность представляют вороны, сороки, сойки, ястребы, а также мелкие куньи, лисица, змеи.

Наличие многочисленных врагов обусловило различные приспособления, направленные на защиту себя и своего потомства. Во-первых, это устройство гнезда в достаточно укромном и недоступном месте, во-вторых — различные приемы поведения у гнезда или около птенцов, рассчитанные на то, чтобы быть незаметными, обмануть врага или отвести его в сторону. При подлете к гнезду птицы все время следят за обстановкой и обычно совершают характерные для каждого вида обманывающие движения. Тем не менее примерно 40 процентов гнезд ежегодно разоряется наземными и крылатыми врагами..

Главнейшая задача исследователей при организации наблюдений за гнездами – не нарушать и без того хрупкое равновесие между птицами и их врагами.

Исходя из этой задачи, при организации исследований по данной теме с учебными целями следует придерживаться следующих правил: 1) Выбирать в качестве объекта обычные (массовые), не редкие в данной местности виды птиц, 2) Не выбирать в качестве объекта виды птиц, гнездящихся на земле (поиск таких гнезд в большинстве случаев заканчивается тем, что на него просто наступают, да и наблюдать за такими гнездами...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |