Аннотация. В данном
пособии приведена методика организации
исследования численности и возрастной структуры
популяций амфибий в весенне-летний период.
Описана схема выбора местообитаний для
исследования, техника проведения маршрутного
учета лягушек, техника простейших измерений и
анализа возрастной структуры популяций лягушек
на основе их размерных классов. Предложена схема
анализа плотности населения разных возрастных
групп лягушек в различных биотопах.
Введение
В истории и культуре человечества амфибии,
также как и рептилии, всегда вызывали у людей
чувство настороженного интереса и некоторого
суеверного страха. В сказках и легендах многих
народов мира, они являлись прототипами темных
сил, зла и опасности. Несмотря на все эти
предрассудки, амфибии – чрезвычайно нежные,
интересные и необычные животные.
Амфибии - это первый, наиболее примитивный
класс наземных позвоночных животных. Их
рыбообразные предки появились на Земле еще в
девонском периоде (около 350 миллионов лет назад).
Несмотря на долгую эволюцию, амфибии сохранили
ряд примитивных, доставшихся от предков черт.
Большинство современных амфибий (а они делятся
на три отряда – Безногие, Apoda, Хвостатые, Caudata и
Бесхвостые, Anura – всего 4500 видов) тесно связаны в
своем жизненном цикле с водой. Они
откладывают в воду икру (яйца), здесь происходит
развитие зародышей и личинок. Сами же взрослые
амфибии (большинство видов) значительную часть
своей жизни проводят на суше. Такая «двойная»
жизнь, т.е. обитание в двух средах – в воде и на
суше, отражена в русском и латинском названиях
этих животных (Класс Земноводные, Amphibia). В отличие
от других позвоночных, кожа амфибий лишена чешуй,
перьев и волос; благодаря многочисленным железам
она часто влажная на ощупь.
В северных и умеренных климатических зонах
Земли разнообразие амфибий невелико
(большинство из них обитает в тропических
широтах). Так, для большей части территории
России число видов, обитающих в конкретной
местности, не превышает пяти-восьми. Связано это
с «пойкилотермностью» амфибий, т.е.
непостоянством температуры их тела и ее
зависимостью от температуры окружающей среды.
Холодный климат умеренных и северных широт не
позволяет существовать здесь большому числу
видов амфибий. Тем интереснее их изучение в
суровых, почти непригодных для существования
пойкилотермных животных условиях. С другой
стороны, небольшое видовое разнообразие амфибий
облегчает работу по их изучению с учебными
целями. Кроме того, эти животные не так подвижны и
осторожны, как другие позвоночные и их нетрудно
поймать, рассмотреть с близкого расстояния,
измерить, взвесить и т.д. Все это положительно
влияет на возможности их прижизненного изучения
со школьниками.
Целью данной исследовательской работы
является проведение количественного учета
амфибий в окрестностях школы или экологического
центра, с отловом амфибий и проведением анализа
размерно-возрастной структуры их популяций в
разных биотопах окружающей местности. Наиболее
благоприятный период для проведения данной
работы – конец весны – начало лета, т.е. период их
наибольшей активности – размножения и миграций.
В качестве разновидности данной темы можно
предложить проведение учетов численности
мигрирующих жаб.
Обычно, миграции жаб происходят в местах, где
есть несколько изолированных друг от друга
водоемов, например, лесных озер, расположенных на
расстоянии в несколько километров друг от друга.
Если местность лесистая и внутри лесных
массивов имеются дороги, учет мигрирующих жаб
можно проводить по этим дорогам. Идеальным
вариантом можно считать малоиспользуемые лесные
грунтовые дороги без глубоких колей, проходящие
поперек направления между озерами. По этим
дорогам вечером перед заходом солнца проводят
учет - медленно двигаются по дороге глядя перед
собой и под ноги. Встреченных жаб подсчитывают и
проводят расчет их относительной численности на
единицу длины дороги.
Проводя такой учет в разное время суток и в
разные дни можно установить закономерности суточной
и сезонной динамики миграций.
Для проведения работы понадобятся емкости
для отлова лягушек (ведра), линейки
(штангенциркули) для измерений, лабораторные
весы, полевые дневники и калькуляторы.
Подготовка к проведению работы
На подготовительном этапе школьников следует
ознакомить с ожидаемым набором видов амфибий
данной местности и предполагаемыми методами
работы. Для этого следует составить список видов
амфибий своей местности, пользуясь имеющимися
атласами, пособиями и определителями, а также
вспомнить общие правила проведения маршрутных
количественных учетов на предыдущих занятиях
данной серии (учеты грибов – занятие №6,
учет птиц – занятие № 7, осенний
сезон).
Поскольку целью работы является изучение
видового состава, численности и возрастной
структуры популяций амфибий в различных
биотопах, начать ее следует с составления списка
обследуемых биотопов – также как это делается
во всех работах данной серии...
Приобрести данное методическое пособие всего
за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине
в составе одного из двух дисков: