Аннотация. Данное пособие
включает в себя описание общих правил проведения
энтомологических исследований, общей структуры
учебного занятия, а также описание методик
изучения беспозвоночных, обитающих в доступных в
летний период средах: в траве, в кронах деревьев и
кустарников, а также летающих беспозвоночных.
Для каждой группы описаны методики учета
численности и оценки плотности населения, а
также способы привлечения и отлова.
Введение
Данное исследовательское задание является продолжением
работы по изучению беспозвоночных животных,
обитающих в различных средах. В первой части
данного задания речь шла о методиках сбора и
учета животных в лесной подстилке и древесине (занятие № 5, весенний сезон).
Беспозвоночные животные, обитающие в водной
среде, изучаются на другом специальном занятии
данной серии («Изучение водных
беспозвоночных реки и оценка ее экологического
состояния» - занятие № 7, летний сезон).
На данном учебном занятии школьники
познакомятся с методами сбора и учета
беспозвоночных травяного яруса, древесных крон
и летающих беспозвоночных.
Вводная теоретическая часть занятия,
посвященная общим правилам проведения
энтомологических исследований и общим
положениям о методиках сбора и учета
беспозвоночных, изложена в первом
методическом пособии по данной теме. Все эти
правила и общие положения в равной степени
применимы и к данному учебному заданию.
Организация работы
Структура выполнения данного задания аналогична
структуре первой части.
Вначале учащихся знакомят с различными
типами местообитаний беспозвоночных животных
и соответствующими им экологическими группами
животных. В лесу такими местообитаниями (условно
снизу – вверх) являются: почва, лесная подстилка,
травяной ярус, древесина (стволы деревьев и пни),
кроны кустарников и деревьев и воздушная среда. В
соответствии с этой структурой и строится
исследовательская работа, – последовательно
изучается каждое из этих местообитаний.
При подготовке к выполнению данного задания
следует напомнить школьникам общие правила
проведения сборов беспозвоночных животных, а
также основные способы и орудия их лова, с
которыми учащиеся познакомились при выполнении
предыдущего задания.
Подробнее следует остановиться на обсуждении экологических
групп беспозвоночных трех вновь изучаемых
сред обитания – травяного яруса, древесных крон
и воздушной среды, а также способах и орудиях
лова животных в этих средах (информация об
орудиях и методах сбора содержится в следующих
главах данного пособия).
Практическую работу следует начать с учебного
занятия по овладению методиками сбора и
учета беспозвоночных в траве, кронах и в воздухе.
На данном вводном полевом занятии вся группа
работает совместно и во главе с преподавателем
проводит «показательные» учеты каждой из
методик в каком-либо одном, типичном биотопе в
ближайших окрестностях школы или учебного
центра. Методики учетов в каждой из исследуемых
сред изложены ниже в соответствующих главах.
Основную часть исследовательской работы
организуют следующим образом. Группу учащихся
разбивают на рабочие бригады по 2-3 человека и
каждой группе дают задание – обследовать разные
биотопы в районе проведения работ.
В типичном случае средней полосы при изучении
травяного яруса это могут быть несколько видов
лугов: пойменный, суходольный (на
водораздельных участках), поляны в лесу,
сельскохозяйственные угодья.
При изучении крон это могут быть кроны
различных видов деревьев и кустарников, или же
кроны какого-либо одного вида растения,
произрастающего в различных растительных
сообществах - биотопах.
Что касается воздушной среды, то разнообразие
местообитаний летающих насекомых здесь очень
велико: можно сравнивать между собой леса и
открытые биотопы, естественные и
урбанизированные ландшафты, районы в разной
степени удаленные от водоемов и т.д. Что касается
методик отлова и учета летающих беспозвоночных,
то в рамках данного учебного занятия можно
ограничиться двумя основными и наиболее
простыми методиками: относительным маршрутным
(визуальным) учетом дневных бабочек и ночным
учетом на световую ловушку (см. ниже). Остальные
методики лова летающих беспозвоночных могут
использоваться по...
Приобрести данное методическое пособие всего
за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине
в составе одного из двух дисков: