Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Изучение флоры и экологии лишайников
(методика описаний лишайниковых сообществ)

© М.В. Кравченко, А.С. Боголюбов
© «Экосистема», 1996

Методика описаний лишайниковых сообществАннотация. В данном методическом пособии изложены три темы самостоятельных исследований по изучению лихенофлоры: составление флоры (списка видов) лишайников окрестностей стационара, изучение пространственного распределения видов (по биотопам, субстратам и древесным породам) и описание сообществ лишайников по их четырем экологическим группам. Для последней темы приведены способы описания сообществ лишайников и основных типов их местообитаний.

Введение

В качестве самостоятельного объекта исследования лишайники избраны потому, что они являются уникальными симбиотическими организмами, существующими «на грани двух миров» - грибов и водорослей.

Лишайники обладают весьма специфическими свойствами: обладают отличной от других организмов биохимией, широко распространены по разным типам субстратов, начиная со скал и кончая корой и листьями деревьев, реагируют на изменение состава атмосферы.

На примере лишайников разработано множество интересных исследовательских задач, как по биологии этих организмов, так и по проблемам биологического мониторинга состояния окружающей среды (изучение лишайников как биоиндикаторов чистоты воздуха включено в качестве отдельного учебно-исследовательского задания в разделе «Экологический мониторинг»).

Кроме того, по лишайникам имеется довольно много проблемной и информационной литературы.

Все эти особенности лишайников предопределяют большой интерес к их изучению в сфере экологического образования школьников и выделение этой темы в отдельное учебно-исследовательское занятие.

Как известно, лихенологи разделяют все виды лишайников на четыре основные экологические группы - в зависимости от типа предпочитаемого ими субстрата:

эпифитные - растущие на коре деревьев и кустарников;

эпиксильные - растущие на обнаженной древесине (стволах без коры, деревянных строениях и т.д.);

эпигейные - растущие на почве;

эпилитные - растущие на камнях.

Особый интерес (в качестве самостоятельного объекта исследований) представляет мало изученная экологическая группа лишайников «переходных» ассоциаций - «прикорневых воронок», т.е. переходных участков между почвой и стволом дерева.

В этой зоне одновременно сосуществуют виды эпилитных, эпигейных и эпифитных лишайников, а также многочисленные мхи и водоросли.

В зависимости от местных условий (разнообразия субстратов), численности и разнообразия лишайников, времени и «трудовых ресурсов», со школьниками можно изучать либо некоторые, либо все экологические группы лишайников.

Наибольшей численностью в средней полосе России (в лесной зоне) обладают эпифитные лишайники, т.е. обитающие на коре стволов и ветвей деревьев и кустарников. Именно эпифитные лишайники чаще всего попадаются на глаза в лесу. В условиях с относительно чистым воздухом эпифитные лишайники представлены, обычно, наибольшим числом видов и в большом количестве.

Целью работы является изучение и описание флоры лишайников и лишайниковых сообществ в окрестностях базы (школы, учебного центра).

Данная тема может быть подразделена на три составляющих:

1) составление флоры (изучение видового состава) лишайников в окрестностях базы (школы),

2) изучение пространственного распределения видов лишайников (по субстратам, древесным породам и биотопам),

3) описания лишайниковых сообществ из различных экологических групп.

Изучать одну, две или все три темы данной работы, - зависит, как обычно, от местных условий (обилия лишайников и разнообразия их местообитаний), наличия времени на исследование и «трудовых ресурсов».

Успешность выполнения данной исследовательской работы сильно зависит от двух факторов: наличия самих лишайников в исследуемой местности и наличия хороших определителей лишайников.

Естественно, наиболее удачные исследования могут быть проведены в регионах с относительно чистым воздухом - здесь будут, вероятнее всего, представлены не менее 20 основных видов лишайников.

Краткие рекомендации по сбору и определению лишайников

При любых исследованиях лишайников в большинстве случаев определить их представителей до вида в полевых условиях не представляется возможным. В связи с этим лишайники приходится собирать и доставлять в...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |