Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать наши приложения из магазина RuStore
Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore
Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале

Приложение 'Манок на птиц: птицы Европы - песни, позывки, голоса птиц' для смартфонов и планшетов Андроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Изучение видового состава и численности грибов

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© «Экосистема», 1999

Изучение видового состава и численности грибовАннотация. В данном методическом пособии приводится методика организации исследования видового состава и численности грибов в различных биотопах окрестностей школы или экологического центра силами нескольких групп учащихся. Изложена техника маршрутного учета численности грибов, способы организации полевой работы и лабораторной обработки собранного материала, включая определение, расчет запаса грибов, а также классификация грибов по пищевой ценности и ядовитости.

Введение

Грибы – большая группа организмов (около 65 000 видов), которую выделяют в отдельное царство живой природы: Царство Грибов Fungi (Mycota, Mycetalia). Грибы сочетают в себе признаки как растений (неподвижность, неограниченный рост, способность к синтезу витаминов, клеточные стенки, питание путем всасывания пищи), так и животных (наличие хитина в клеточных стенках и мочевины в обмене веществ, запасание углеводов в виде гликогена, а не крахмала, отсутствие крахмала и гетеротрофный тип питания, т.е. получение углерода для развития и роста, из готового органического вещества).

Царство Грибов состоит из двух отделов: Слизневики, или Миксомицеты Myxomycota, и Настоящие грибы Eumycota.

Настоящие грибы включают 8 классов, и по строению вегетативного тела (мицелия) подразделяются на Низшие грибы, у которых мицелий состоит из одной (порой очень длинной, до нескольких десятков сантиметров) многоядерной клетки, и Высшие грибы - с многоклеточным мицелием.

На данном учебном занятии речь пойдет об изучении именно этой группы грибов.

Подавляющее большинство грибов – микроскопического размера и разглядеть их невооруженным глазом нельзя. Такие грибы называют микромицетами. Результаты их деятельности – разрушение различных материалов, порча пищевых продуктов, различные гнили, мучнистая роса и ржавчина растений.

Другая, меньшая часть грибов, образует заметные плодовые тела – такие грибы называют макромицетами. Именно о них и пойдет речь.

Прежде чем приступать к описанию методики их изучения, кратко остановимся на некоторых особенностях строения и развития грибов.

Вегетативное тело высших грибов, которое растет и выполняет функции питания, дыхания и размножения, называется мицелий, или грибница и представляет собой густое сплетение тонких ветвящихся нитей (гифов) толщиной 5-10 микрон. Мицелий разрастается радиально по всем направлениям со скоростью 10-50 см в год. Продолжительность жизни грибницы у высших макромицетов достигает 10-25 лет и даже более (до нескольких сотен лет). Мицелий развивается из спор или отдельных кусочков мицелия, попавших в благоприятную среду, в почве на глубине 5-15 см, или в древесине.

Из плотного сплетения гифов образуются плодовые тела – то, что в обиходе и называют собственно грибами. Плодовое тело – это выставленный наружу, над поверхностью субстрата орган размножения, предназначенный для развития, защиты и распространения спор. Плодовые тела образуются на активно растущих концах грибницы не поодиночке, а группами, поэтому, когда центральная часть грибницы отмирает, у некоторых видов грибов образуются хорошо заметные кольца из плодовых тел – «ведьмины круги», диаметром от 3 до 50 м.

Целью данной работы является ознакомление учащихся со всем многообразием высших грибов-макромицетов (образующих плодовые тела), произрастающих в данной местности, путем их поиска, сбора, учета численности и описания экологических условий их произрастания.

Методика сбора и учета грибов

Итак, на данном занятии объектом изучения являются высшие макромицеты – грибы, образующие плодовые тела и живущие в лесной подстилке и на древесине.

Изучать в рамках данного учебного занятия одну или обе эти группы грибов – зависит от их представленности в районе проведения исследований и наличия «трудовых ресурсов». Если в данной местности преобладают наземные формы грибов, а размер группы учащихся небольшой (до 10 человек) вполне можно ограничиться изучением этой группы и не изучать древесные грибы. Если последних в лесу очень много и есть достаточно учебных групп – одним из направлений работы можно сделать изучение древесных грибов.

В любом случае, задачами данной исследовательской работы являются: 1) составление максимально полного списка видов грибов, произрастающих в Вашей местности, 2) определение численности (плотности) популяций разных видов грибов в разных биотопах, 3) выявление экологической приуроченности наиболее распространенных...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:




Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать наши приложения из магазина RuStore Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* *